Раздел долгосрочного плана: Школа:
  Дата: ФИО учителя:
Класс: 10 Количество присутствующих:   Количество присутствующих:  
Тема урока Атом-сложная частица. Решение задач на тему: «Вычисление средней относительной массы»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 10.1.2.1 объяснять физический смысл понятий нуклиды и нуклоны; 10.1.2.2 вычислять среднюю относительную атомную массу смеси природных изотопов элемента;  
Цели урока обобщить знания из курсов физики и химии о явлениях, доказывающих сложность строения атома, познакомить учащихся с эволюцией научных взглядов на строение атома. Определять число протонов, нейтронов и электронов; Изучатьповедение пучков протонов, нейтронов и электронов в электрическом поле;  
Критерии оценивания — знает определение термина «изотоп» и может привести примеры; — определяет изотопы водорода углерода, хлора; — знает расположение представленных химических элементов в периодической таблице; — правильно указывает атомные массы восьми химических элементов — знает правило составления химических формул по названиям соединений; — правильно составляет  химические формулы четырех соединений  с указанием атомных масс.
Языковые цели   Учащиеся могут: — использовать академический язык, используя терминологию и фразы по данной теме, необходимые для достижения целей обучения; — проводить диалог, дискутировать по теме «строение атома Предметная лексика и терминология Формула, относительная атомная масса, изотопы, хлор, соединения, среднее значение,  соотношение элементов; Содержать, рассчитывать, выражать, например, состоит из… Серия полезных фраз для диалога/письма Вода состоит из …… водорода и кислорода ….атома водорода соединяются с …. атомом кислорода с образованием молекулы воды Отношение x к y равно… Выраженное в виде формулы, соединение x является…
Привитие ценностей   Уважение и сотрудничество. Ответственность. Обучение на протяжении всей жизни
Межпредметные связи Физика
                Ход урока  
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке   Ресурсы
Начало Видеоролик: Изотопы Организационный момент. Ознакомление с целями урока и критериями успеха. Стратегия «Одна минута» (актуализация предыдущих знаний). Учащиеся рассказывают друг другу в течение минуты о том, что они узнали на прошлых  уроках. Учитель наблюдает и делает записи   http://bilimland.kz/ru/content/category/search#p=1&pn=6&s=%D0%
  Середина                                                                   18 — 38 минут   Объяснения учителя: В античные времена считалось, что атомы – это неделимые частицы. Еще древний философ Демокрит утверждал, всё окружающее нас состоит из неделимых частиц или атомов. Благодаря важнейшим открытиям физиков конца XIX – начала XX века было доказано обратное. Так в 1895 году Вильге́льм Ко́нрад Рентге́н — немецкий физик, работавший в Вюрцбургском университете, открыл электромагнитное излучение с различными длинами волн. Их так и называют рентгеновские лучи в честь фамилии выдающегося учёного.   В 1897 году английский ученый Джозеф Джон Томсон при Кембриджском университете доказывает, что все частицы, которые образуют катодные лучи сходны и из них состоят вещества, и открывает электрон. Годом ранее французский физик Антуан Анри Беккерель, исследуя соли урана, открывает явление радиоактивности. Его работу по изучению явления радиоактивности продолжают дальше физики-химики Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри. Это открытие принесло им вместе с Анри Беккерелем в 1903 году Нобелевскую премию.   Следующим этапом в развитии атомного учения была модель атома «Пудинг с изюмом» Джона Томсона в 1904 году. В кругообразном заряженном положительно пудинге утопают, словно изюминки, электроны, которые заряжены отрицательно. Электроны совершают колебательные движения, благодаря которым атом испускает электромагнитную энергию, а сам атом – электронейтрален. Но эта гипотеза не получила научного подтверждения.   Эрнест Резерфорд в 1907 году разрабатывает ядерный или планетарный вид атомаПо центру располагается положительно заряженное ядро, вокруг него движутся электроны, которые заряжены отрицательно.  Но, почему атом испускает и поглощает энергию, это теория не объясняла.   В 1913 году датский физик – Нильс Бор разработал квантовый вид строения атома, выдвинув следующие постулаты. Электроны передвигаются по замкнутым орбитам в соответствии значения своей энергии, которая не выделяется и не поглощается при этом. Электрон может переходить из одного в другое разрешенное энергетическое состояние, испуская или поглощая при этом энергию. Эта теория носила противоречивый характер, так как рассматривала атом как частицу, движущуюся по строго определенным траекториям и с определенной скоростью. В 1932 году независимо друг от друга русский физик Дмитрий Дмитриевич Иваненко и немецкий физик-теоретик Ве́рнер Карл Ге́йзенберг выдвинули протонно — нейтронную теорию, что ядра атомов — это положительно заряженные протоны и нейтрально заряженные нейтроны.   Эти частицы называют нуклонами.  Было доказано, что масса атома сосредоточена именно в ядреСумма чисел протонов и нейтронов — это массовое число атомов. Теория тем самым объяснила существование разновидности атомов химических элементов, которые имели одинаковый атомный номер, но разные массовые числа, то есть изотопов. Из всего выше сказанного, следует, что атом – электронейтральная система, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательных электроновПорядковый номер элемента в Периодической системе равен заряду ядра, числу протонов и электронов. Число нейтронов определяется как разница числа протонов от массового числа атома. Пример. Состав ядра фосфора: заряд ядра фосфора плюс пятнадцать.   Соответственно, протонов и электронов у него по пятнадцать. Массовое число равно тридцати одному.   Найдём число нейтронов как разницу числа протонов от массового числа.   Тогда число нейтронов в ядре атома фосфора равно шестнадцати. Изменение числа протонов в атоме приводит к образованию нового химического элемента, потому что изменяется заряд ядра атома.   Что же произойдет, если в атоме уменьшить число нейтронов. Ответ прост. Изменение числа нейтронов в атоме приводит к изменению атомной массы элемента. Таким образом, образуется изотоп.   Свойства изотопов одного и того же элемента одинаковы, так как имеют одинаковый заряд ядра, хотя относительная атомная масса разная, так они содержат разное число нейтронов; изменение атомной массы элементов незначительное – оно имеет долевое значение. Например, у водорода три изотопа, у каждого из которых есть свое название. Это протийдейтерий и тритий. Так протий имеет заряд плюс один и массу атома один, а нейтронов в ядре вообще нет. Дейтерий имеет заряд атома плюс один и массу атома два, нейтронов всего один. Тритий имеет заряд атома плюс один, массу атома три, нейтронов содержится два. Итак, изотопы водорода отличаются по своим свойствам, так как они имеют изменение массы весьма существенное – в кратное значение раз. Значит химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра, то есть с одинаковым числом протонов в нем. В Периодической системе Дмитрия Ивановича Менделеева под знаком химического элемента записывают среднее значение относительной атомной массы всех его природных изотопов. Известны следующие способы существования химических элементов: свободные атомыпростые веществасложные вещества.   Свободные атомы содержат одинаковое число протонов в атомном ядре, в форме нуклидов одного и того же элемента. Например, изотопы водорода. Простые вещества содержат один и тот же химический элемент, могут встречаться в аллотропных модификациях. Например, у атома кислорода это простое вещество кислород о два и простое вещество озон о три, которые состоят из одного химического элемента, но из разного числа его атомов.   Сложные вещества могут иметь одинаковый качественный и количественный состав, но отличаться строением. Например, межклассовые изомеры в органических соединениях этанол и диметиловый эфир.   Задание для группам  Задание 1.    Даны три изотопа элемента: 126C136C 146C. Определите: a. Элемент: __________________ b. Число 6 показывает: _________________________ с. Числа 12, 13 и 14 обозначают  ___________________________________________ d. Сколько протонов и нейтронов в первом изотопе?  _________________________ e. Сколько протонов и нейтронов во втором изотопе?  _________________________ f. Сколько протонов и нейтронов в третьем изотопе?  __________________________ Задание 2.     Заполните следующую таблицу: Название изотопа Атомный номер Массовое число атома Число протонов Число нейтронов Число электронов Калий -37           Кислород -17           Уран -235           Уран — 238           Бор -10           Бор -11           Задание 3.     Встречающийся в природе европий (Eu) состоит из двух изотопов массой 151 и 153.  Распространенность изотопа Европий-151 — 48,03% ,а распространенностьЕвропий -153  —  51,97%.  Определите среднюю атомную массу европия?  Задание 4.     Стронций состоит из четырех изотопов с массами 84 (содержание 0,50%), 86 (содержание 9,9%), 87 (содержание 7,0%) и 88 (содержание 82,6%).  Вычислите атомную массу стронция. Задание 5.     Титан имеет пять распространенных изотопов: 46Ti (8.0%), 47Ti (7.8%), 48Ti (73.4%), 49Ti (5,5%), 50Ti (5,3%). Какова средняя атомная масса титана? Задание 6.  Бор существует в виде двух изотопов бор-10 и бор-11.  Основываясь на атомной массе, указанной в периодической таблице, найдите содержание каждого изотопав природе. Ирндвидуальное работа 1.Определите химический элемент по составу его  атома — 18 p+, 20 n0, 18 e: а) F                    б) Ca                       в) Ar                          г)  Sr 2. Общее число электронов у иона хрома  24Cr3+: а) 21                  б) 24                        в) 27                          г) 52 3.Максимальное число электронов, занимающих   3s — орбиталь, равно: а) 14                  б) 2                          в) 10                          г) 6 4.Число орбиталей на  f — подуровне: а) 1                    б) 3                           в) 5                            г) 7 5 .Наименьший радиус атома среди приведённых элементов имеет: а) Mg                 б)  Ca                        в)  Si                          г) Cl                               Инфор. лист     Презентация                                                                           ФО  
39-40 минут Рефлексия. Заполни дискуссионную карту. «V» «W» «| »  «+» «0» ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный ответил по просьбе учителя, ответ правильный ответил по своей инициативе, но ответ не правильный ответил по своей инициативе, ответ правильный не ответил Слайд
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности


Все: — понимают, что большинство элементов на Земле встречаются  в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет; — понимают, что химические элементы, представляют собой смесь изотопов, имеют дробные значения атомных масс; Большинство: —           умеют определять массовые доли элементов в природе с помощью относительных атомных масс из Периодической таблицы. Некоторые: -умеют вычислять относительные молекулярные массы простых и сложных веществ.   Задания формативного оценивания   Правила ТБ в кабинете химии    
Рефлексия по уроку   Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
 
Общая оценка     Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:   2:   Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:   2:   Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *